Мечты об идеальном автомобиле воплощали в жизнь «дочки» и «сыночки» отечественных автозаводов. Удивительно, но среди странноватых, порой комичных, иногда и диких переделок — русский тюнинг не зря называли бессмысленным и беспощадным — встречались и интересные, технически грамотные работы.
Нынче, когда даже незаводские колпаки на колесах, не говоря о самих колесах, становятся прегрешением перед властями, диву даешься: чего только не делали на основе отечественных автомобилей четверть века назад! Я говорю не о частниках, улучшающих свои машины, а о небольших, но порой очень активных тюнинговых фирмах, расплодившихся на просторах взбудораженной переменами страны.
Не избалованные разнообразием покупатели и в советские времена пытались индивидуализировать свои машины. Кто-то — хотя бы дополнительными фарами, кто-то — нестандартными колпаками колес, черной (по моде середины 1970‑х) крышей, на худой конец — антенной, способной задеть низколетящий самолет.
А тут такое раздолье! Тем более что заводы поощряли работу новых мастерских, особенно, конечно, приближенных — дочерних, или, как шутили тогда, «сыновьих». В условиях конкуренции с подержанными и даже с новыми иномарками интересные модификации заводам были кстати. А демократичные законы тех лет позволяли разгуляться.
Материалы по темеЛады не нашей сборки: 11 нетипичных моделей11 классных инженерных решений последней Волги ГАЗ-311110 примеров тюнинга из СССР — берегите глаза!
Условно тюнинг делился на три направления: красиво, быстро и улучшение проходимости. Последний пункт оставим пока в стороне, он заслуживает отдельного рассказа.
Материалы по темеЭпидемия, о которой в России не принято говоритьОгромный штраф для пассажира — коснется каждого!Российская инициатива, которая спасет множество жизней
«Чем приклеить тюнинги на Ниву?» Этот вопрос нашего читателя, давно превратившийся в редакционный анекдот, был абсолютно реальным. Аналогичные вопросы в 1990‑х перед «За рулем» ставили во многих (тогда бумажных!) письмах. Украшение автомобилей накладками на бамперы и пороги, причудливыми спойлерами стало тогда массовым увлечением. Страсть эту подогревали еще и наши автомобили, в основном Самары, аналогично обработанные, с той или иной долей вкуса или безвкусицы, за рубежом. Певучее слово «тюнинг», недавно мало известное, стало популярным почти как «бизнес», «коммерция», «консалтинг» и иные, с упоением произносимые в перестройку слова.
Множество мастерских пытались перещеголять друг друга причудливостью пластмассового обвеса. Понемногу стали заниматься и салонами, меняя штатные рули на маленькие «бублики», иногда деревянные, обивку, панели приборов, устанавливая электростеклоподъемники и CD-проигрыватели, которые тогда казались чудом. В конструкцию на первых порах обычно не вторгались. Максимум — импортные колесные диски, амортизаторы, изредка — спортивные воздушные фильтры.
Одновременно с тюнинговыми Самарами появились переделанные Волги. Ведь почти недоступную вчера машину теперь мог купить каждый, причем относительно недорого. Но, мягко говоря, консервативный дизайн быстро наскучил. Кто-то считал Волгу, оформленную в эдаком спортивном стиле, китчем, но иным нравился именно такой идеологический контраст.
Волгу, разумеется, встраивали и в бизнес-класс. Тем более что для многих красиво и богато — синонимы. Волги не только стали отделывать изнутри деревом, но и удлинять. Кто насколько мог! Вставки доходили до полуметра. Более гармонично выглядело творение нижегородской компании «Рида», которая аккуратно нарастила в длину каждую дверь лишь на 150 мм.
В салоне длинных Волг были все возможные, по тем временам, удобства: кожа, телевизоры, бары (какой без них бизнес?), климатические установки. Последние, как правило, полукустарные и работали, мягко говоря, своеобразно. С одной из них в качестве эксперимента имел несчастье общаться в комплекте с редакционной Волгой. Включалась и выключалась она с неуловимой логикой, и отменно способствовала стремительному, без предупреждения, запотеванию ветрового стекла.
Удлинения не избежала и Лада. В 1993 году появился Амадео 500 на основе Самары фирмы «Мастер-Дизайн». Машину нарастили аж на 500 мм, салон отделали по последнему слову отечественной роскоши. Однако мотор остался родным — 1,6 литра, 88 л.с.
Максимальной длины достиг ВАЗ‑21109 Консул 1996 года. Базу увеличили аж на 650 мм! Двигатели на двух опытных образцах опять сохранили серийные — 1,5 л, 91 л.с. Заказов на Консул не было, да и трудно представить покупателя эдакого чуда.
Зато ВАЗ‑21108 Премьер мастерской «СуперАвто» со вставкой всего 175 мм делали-таки мелкосерийно. На таких машинах (конечно, черных!) ездило высокое вазовское начальство.
Тюнинговые фирмы не оставили вниманием и маленькую Оку. Чего только с крошкой не творили! По заказу ЗМА в центре стиля ВАЗа под руководством Юрия Верещагина создали лупоглазый автомобильчик по прозвищу Винни.
Противоположностью «плюшевости» этого «медвежонка» стала Ока московского ателье «Виста» с подчеркнуто взрослым «лицом» по мотивам Самары первого поколения. Оригинальные пластиковые накладки на Оку делала и фирма «Астро» из Набережных Челнов. Помимо внешности неутомимые тюнингисты меняли обивки салона, ставили сиденья и комбинации приборов от «взрослых» ВАЗов.
ТЮНИНГ ПО-НАУЧНОМУВ 1990‑х в стенах НАМИ, оставшимся в новых реалиях на периферии российского автопрома, фирма «Престиж-НАМИ» создала несколько вариаций на тему отечественных машин. Среди них — удлиненная Волга-Кортеж на основе ГАЗ‑31029 и интересный, хотя и забавный, вариант Волги по имени Престиж с передком, напоминающим Jaguar, но при этом с решеткой радиатора в стиле церковного купола. Начинка обеих машин была серийной. |
Фото: из архива «За рулем»
Наше новое видеоТест «народных» кроссоверов, которые стоят как 15 ГрантLada Largus Cross против Opel Combo Life: тест и обзорПолный привод за ≈2 млн руб.: большой тест кроссоверов
Источник:www.zr.ru