Настоящие мужские внедорожники, военный арсенал государства, герои анекдотов – марка автомобиля УАЗ имеет большой талант. А про сам Ульяновский автозавод можно рассказать много интересных и неожиданных фактов, в которые люди не всегда верят. Поговорим о них подробнее.
Большие военные действия часто подталкивали развитие технического прогресса в промышленности. В России Великая Отечественная война подтолкнула создание марки автомобиля УАЗ. Была проблема в эвакуации важных промышленных предприятий Советского Союза. Их нужно было быстро транспортировать вглубь СССР, чтобы спасти от наступления Германии в 1941 году.
Среди других задание на перемещение был выдано Заводу имени Сталина, на котором с конвейера выходили грузовики, легковые автомобили, вооружение и другая техника. В будущем этот завод стал выпускать автомобили ЗИЛ.
Местом эвакуации стал город Ульяновск (в прошлом Симбирск). Он располагался на берегу реки Волги, и был удобен к доступу транспорта. Туда в 1941 году приехали первые инженеры будущего завода УАЗ. Таким образом и началась история предприятия.
Предприятие в Ульяновске заводом стало не сразу. В начале 1942 года в построенных наспех производственных цехах, которые находились в складских помещениях бывшей таможни, запустили серийное производство грузовиков ЗИС-5В. Буква в маркировки показывает, что автомобиль является упрощенной версией простой «трехтонки» с деревянной кабиной, одной передней фарой и задним откидным бортом.
В первое время сборочное предприятие называли УльЗИС, что означало «Ульяновский Завод имени Сталина». Модели автомобилей ЗИС-5 далее были модернизированы на полуторку ГАЗ-АА. Они выходили с конвейера завода и после окончания войны до тех пор, пока в 1951 году не произошло неожиданное.
Выпуск автомобилей решили быстро прекратить, а завод передать под юрисдикцию военных связистов. Это действительно было неожиданностью, и бывшее предприятие УльЗИС теперь получило имя «Почтовый ящик 80» — военный закрытый завод. Вместо грузовых автомобилей в Ульяновске начали выпуск радиолокационных систем.
Прошло 3 года, и производство вернули обратно. В 1950 году на предприятии разработали модель всем известного вездехода ГАЗ-69 – газовского «козлика». От Министерства Обороны сразу же поступил заказ на создание санитарного и штабного фургона. Таким образом на заводе наладили выпуск первого самостоятельного автомобиля под названием «буханка», которая до сих пор выходит с конвейера.
Отдельного повествования заслуживает история этой модели УАЗ-452. Но вначале нужно напомнить конструкцию первой «буханки», которую разработал инженер НАМИ В. Арямов. Эта машина действительно отличалась своим стилем и внешним дизайном. Оригинальная решетка радиатора со стильной эмблемой, на которой изображена чайка, блестящий молдинг по низу кузова, двухцветная покраска, тюнинговые колпаки колес, окрашенные в два цвета. Крыша автомобиля была скруглена в месте кормы.
Но в таком красивом виде машина вовсе не впечатлила военных специалистов. Они сразу дали команду быстро убрать этот тюнинг. Разработка инженера-конструктора Арямова говорит нам о том, что в Советском Союзе все-таки был интересный дизайн автомобилей. Просто не все его оценивали.
Другой самостоятельной конструкцией Ульяновского предприятия стал вездеход УАЗ-469. Его массовый выпуск начался в 1972 году. Обычный советский долгострой – проектирование внедорожника было начато еще в конце 1950-х годов. Кроме того, техническая документация по автомобилю, которую наши инженеры передали китайцам, помогла им быстро выпустить свой внедорожник, причем быстрее нас.
Разговор идет о модели китайского автомобиля под именем Beijing BJ212. Это настоящий УАЗик из Поднебесной с измененным дизайном передка. Такие автомобили многие из нас видели по телевидению на военных парадах Китая. Но вряд ли кто-то догадывался, почему эта машина так похожа на нашу.
На Западе техникой Ульяновского автозавода всегда интересовались. Например, в Италии три брата Марторелли. Они увлекались гонками на внедорожниках, и их заинтересовал автомобиль УАЗ. Поездив по пескам пустыни на ГАЗ-69, один из братьев предложил заключить договор на поставку советских вездеходов в Италию. Начало было сделано с горьковского «козлика», затем пошли в ход УАЗы 469 и 452.
Как и остальные советские автомобили, УАЗики в Италии тщательно готовили к продаже. Устанавливали более жесткую крышу, иногда полностью перекрашивали, ставили другой мотор, делали более комфортным салон. Конечно, с количеством других Жигулей братья Марторелли соперничать не могли. Но их энтузиазм позволил нескольким тысячам УАЗов пересечь рубеж Советского Союза.
УАЗ-469 сняли во всем известном фильме «Спрут». Многие жители СССР в то время следили за событиями этой картины, где честный капитан Катани сражался с мафией. Зрители были шокированы, когда увидели, что на советском УАЗике убийца расправляется с жертвой. Это была своеобразная реклама компании братьев Марторелли.
Алый внедорожник с жесткой крышей и люком, противотуманными фарами, большими зеркалами на литых колесах. УАЗ из мафии быстро понравился многим советским зрителям и надолго запомнился.
Русский внедорожник из фильма «Спрут» помнят многие, но про электрический УАЗик вряд ли кто-то знает. Но на самом деле их делали. Прогресс развития электромобиля «буханки» длился более десятка лет. Были изготовлены сотни электрических грузовых и коммерческих УАЗиков, которые даже стали собственностью московского комбината №34. На них перевозили небольшие грузы.
Конечно, технические характеристики ульяновских электромобилей были не выдающимися. Например, они могли проехать без подзарядки всего 100 км, а скорость не превышала 70 км в час. Груза можно было перевезти не более 500 кг.
Вездеход-амфибия марки УАЗ-3907 под именем «Ягуар» разработали в неудачное время. Такое название машина получила по ее способности плавать, как одноименная кошка. Автомобиль на самом деле получился удачным. В отличие от многих плавающих моделей, на плаву машина могла находиться сколько угодно долго. При этом ей не были страшны волны и плохая погода.
Во время тест-драйва плавающий «Ягуар» проплыл от Ульяновска до Астрахани, а это ни много ни мало более 1000 км. При движении по сухой дороге ульяновская амфибия могла ехать со скоростью не более 100 км в час. Но триумф длился недолго. Экономика Советского Союза в 80-х годах прошлого века терпела фиаско. В такой ситуации даже автомобиль-амфибия оказался не нужным.
Попытка покупки УАЗов была предпринята самими американцами. Уильям Андерсон принял решение организовать в США продажу советских УАЗов любителям гонок по бездорожью, предварительно доводя автомобили до ума.
Его планы были вполне надежными. Наш УАЗ оснащался мощным двигателем от Шевроле Блейзер, коробкой передач Borg Warner, амортизаторами Monroe, жесткой крышей и блестящими дисками колес. Это вызывало большой интерес поклонников, поэтому многие дилеры хотели продавать русские джипы.
Но на этом американский бизнес завершился. Бюрократия и большие расходы на проект в результате сделали свое дело, и Андерсон от него отказался.
Вот такие неожиданные факты существуют про легендарный автомобиль УАЗ.
Источник:mirmotor.ru