Ощущение неуверенности перед каждой поездкой известно всем, кто эксплуатировал когда сильно потрепанный автомобиль: а вдруг машина по дороге сломается? Зимой уязвимым автомобилистам ездить еще страшнее: вынужденная остановка на морозе может быть опасной для здоровья. Но есть рецепт повышения надежности.
В любом автомобиле есть лишь четыре системы, от которых зависит возможность автомобиля двигаться собственным ходом. Точечное внимание владельца к нескольким самым слабым в плане надежности узлам поможет повысить безотказность автомобиля. Разберемся с ними подетально.
Если машина ломается в дороге зимой, водитель получает дополнительные хлопоты; например, буксировать неисправную машину по снегу трудно, а в гололед — невозможно
Искра на свечах зажигания бензиновых двигателей имеет свойство исчезать в самый неудобный момент. Чтобы этого не произошло, следите, во-первых, за состоянием разъемов проводки и предохранителей, во — вторых, за целостностью проводов, которые идут к свечам и катушке (или катушкам-по количеству цилиндров.), и в третьих — вовремя меняйте свечи, хотя одновременно несколько отказывают нечасто. Предусмотреть поломку электронного блока управления двигателем или распределителя (трамблера) почти невозможно, поэтому для максимальной уверенности желательно иметь при себе запасные компоненты — пусть не новые, но заведомо исправные.
Часто по внешнему виду колодок разъема нельзя понять состояние его контактов. Но определенные признаки проблем есть: грязь снаружи, потеки воды и окислы
Что у бензинового, что у дизельного двигателя топливная система не любит, когда в баке скапливается вода. В морозную погоду капли влаги замерзают, причем случается это в трубопроводах, из-за чего двигатель остается без горючего, поэтому глохнет. Предотвратить это можно, залив в начале зимы в бак специальную присадку, которая впитывает воду и «помогает» ей сгореть в цилиндрах. Но и при плюсовой температуре старые топливопроводы могут подвести — банально протечь через коррозию и пересыхание уплотнителей, также может «остановить» автомобиль изношенная топливная помпа — из-за окончательной потери эффективности. Поэтому накануне морозов очень полезно будет показать машину мастерам, которые осмотрят трубки и проверят давление помпы.
Когда двигатель начнет перегреваться, машина сразу не остановится. Но если эту угрозу проворонить, двигатель заклинит и автомобиль остановится, причем надолго, если не навсегда.
Самая распространенная причина — потеря охлаждающей жидкости из-за порывов резиновых шлангов и разрушенные пластиковые или алюминиевые патрубки. Иногда может открыться протечка радиатора, но чаще всего это случается не внезапно — сначала на радиаторе появляются быстро высыхающие пятна. На автомобиле старше 10 лет состояние этих деталей нужно контролировать регулярно.
Шланги системы охлаждения имеют свойство стареть и трескаться. Лучше всего заменить их превентивно, не дожидаясь невзгод в пути.
Еще одна причина перегрева — отказ датчика, включает электровентилятор радиатора. О неисправности этого датчика водитель часто знает, но и в дальнейшем эксплуатирует машину, надеясь, что зимой, да еще и на загородной трассе вентилятор ему не понадобится. Но двигатель может быстро нагреться до критической температуры, например, во время движения по глубокому снегу или при буксировке. Поэтому осенью важно заменить датчик новым или на крайний случай продублировать его тумблером для принудительного включения вентилятора из салона.
Чтобы трансмиссия подвела настолько серьезно, что машина не может ехать, она должна быть сильно изношена — только тогда может сломаться сцепление, шарнир кардана или шрус. В коробке передач при поломке обычно остается возможность ехать хотя бы на одной-двух передачах. Столь серьезные отказы предупреждают о себе заранее (стуком, рывками в момент трогания, сложностями с переключением и т.д.). Поэтому достаточно не игнорировать этих «колокольчиков».
Одна из причин выхода из строя трансмиссии в пути — потеря масла с картера агрегатов. Водитель старой машины должен быть в курсе состояния всех потенциально уязвимых мест
Кстати, следить за состоянием трансмиссии надо еще и потому, что из-за разрушения ее деталей автомобиль может попасть в аварию. Отдельно надо присматривать за гидроприводом сцепления, из-за разгерметизации которого машина тоже может потерять ход. Если жидкость в бачок приходится время от времени доливать, значит, в скором времени привод выйдет из строя, а в холодную погоду это может произойти еще быстрее.