Для электросамоката в ПДД предусмотрены свои требования. Они влияют на исход дела по столкновению такого транспорта с автомобилем. Кто виноват в ДТП с электросамокатом, как доказать отсутствие вины, порядок действий для получения компенсации за ущерб, узнаем из этого обзора.
Из практики судов можно сказать, что обычно виноватым делают водителя автомобиля. А того, что ехал на самокате, чаще считают пешеходом.
Для судей проще всего считать человека, движущегося на самокате пешеходом, независимо от наличия двигателя. Тогда всегда получается виноватым водитель автомобиля, и нечего дальше разбираться. Но, когда разговор идет об административном наказании, то судьи ведут себя наоборот. Ведь многие штрафы для водителя намного выше, чем для пешехода. К тому же, можно лишить человека прав.
В результате мы видим такие противоречия:
Дальше узнаем, как поступать в сложившейся практике при ДТП с самокатами.
В таких случаях необходимо разбираться в обстоятельствах происшествия.
Разберемся во всем по порядку.
Для водителя авто здесь только минусы. По ПДД обычный самокат, который движется только от силы ног человека, не является транспортным средством. Поэтому управляющий таким самокатом водитель по закону – это пешеход. Отсюда все последствия разбора ДТП полицией. Получается так, что водитель автомобиля сбил пешехода.
Чаще всего его считают обычным самокатом. Но в Правилах дорожного движения указано несколько иное.
Если рассматривать Административный кодекс РФ, то в нем указано, что транспортным средством называется любое устройство, если оно движется быстрее 50 км в час, а мощность мотора превышает 4 киловатта.
Эти законы имеют основное значение для нашей темы:
В результате получается, что электрический самокат является ТС в случае дорожной аварии, если его двигатель имеет мощность свыше 0.25 кВт. Иначе в судебных разбирательствах будет более вероятно, что водителя самоката посчитают пешеходом, а автомобилисту будет труднее доказать свою невиновность.
Сегодня готовятся поправки в ПДД, в которых водители электрических самокатов будут относиться к специальной категории, которая называется «средства индивидуальной мобильности». За ними закрепят некоторые права при передвижении по проезжей части. Они будут аналогичны правам велосипедистов. Значит можно будет ездить по краю дороги, а иногда по обочине или тротуару. Но пока данные Правила еще не действуют и только обсуждаются.
Чтобы точно определить, кем является человек на самокате, нужно изучить параметры в инструкции этого устройства. Но показывать данную информацию человек не обязан, и никто его за это не накажет. Что тогда делать водителю?
Ему потребуется действовать через суд. Нужно подать ходатайство о назначении экспертизы для определения мощности двигателя самоката, чтобы выяснить, является ли он ТС.
Чаще всего в инструкциях указывается важная информация, которая снимает ответственность с производителя за случаи на дорогах. Там могут написать: «Устройство не должно использоваться на дорогах общего пользования». Если такое в инструкции есть, значит езда на самокате по дороге будет считаться незаконной.
Только суд может определить виновника ДТП и ответственных за нанесение ущерба. Это означает, что водитель автомобиля должен постараться доказать, что электрический самокат все-таки является транспортным средством. Это поможет ему снять с себя вину в ДТП или хотя бы уменьшить ее.
Верховный суд считает, что при отсутствии права на движение по дороге у участника движения не дает ему и никаких преимуществ. Поэтому в случае ДТП с электрическим самокатом и определения преимущественного права движения обязанности водителя уступить дорогу могут быть сняты. А значит, что виноват «электросамокатчик».
Но, если оба участника аварии ехали по тротуару, где авто сбил человека на самокате, то виноваты могут оказаться оба. Но чаще вину складывают на водителя автомобиля.
Здесь тоже есть свои особенности разбора ДТП. Вопрос в том, прокат – это коммерческая фирма. Ее работа определяется законами о защите прав потребителей. Значит обязанностью пункта проката электрических самокатов является доведение информации до потребителя о том, как оказывается услуга. Об этом указывает Федеральный закон № 2300-1ФЗ ст. 10.
Это означает, что работник проката, выдающий электросамокат, должен объяснить, что нельзя выезжать на дорогу общего пользования. Если никто ничего не объяснял, то ответственность можно переложить на пункт проката.
Если вы едете по дороге на автомобиле, будьте внимательны по отношению к пешеходам и водителям самокатов с двигателями и без них. Ведь проще уступить дорогу, даже если вы не обязаны этого делать, чем потом тратить месяцы и годы на судебные тяжбы в случае ДТП.
Источник:mirmotor.ru