С апреля 2021 года в России изменили порядок практического экзамена на выдачу водительских прав. Он утвержден Приказом МВД РФ №80 от 20 февраля 2021 года. Теперь нет вождения отдельно по городу и на специальной площадке – экзамен принимается сразу на дороге. Возможна ли теперь нелегальная покупка прав, и будет ли экзамен сложнее?
В Госавтоинспекции уже давно были недовольны качеством учебного процесса в автошколах. Учеников тренировали по одним и тем же городским улицам, элементам вождения на площадке. Новоиспеченные водители запоминали схему движения, расположение «зебр» и дорожных знаков.
В результате на выходе из автошколы получались водители, которые не могли быстро реагировать на экстремальные дорожные ситуации. Именно водители-новички чаще всего попадали в ДТП. Чтобы автомобилисты правильно ориентировались на проезжей части, а не просто автоматически ездили, ГИБДД предложила изменить процедуру обучения.
Будущие водители теперь не смогут заблаговременно узнать те улицы, по которым им придется ехать во время сдачи экзамена. Будет предоставлен только общий план территории проведения экзамена. Во время движения экзаменующемуся нужно будет выполнять разные повороты, развороты и другие маневры по команде инспектора.
Но все команды установлены специальным регламентом, и собственные предпочтения инспектора ГИБДД в данном случае не допускаются. Некоторые упражнения вовсе исключены: поворот под прямым углом и змейка. Это связано с опасностью их выполнения в городских условиях.
Обязательными будут только 4 упражнения:
Кроме основных упражнений, ученикам придется показывать уверенность движения в потоке автомобилей. Выборочно будут оцениваться такие маневры, как проезд перекрестков со светофорами и без них, разворот, обгон и другие. Практический экзамен будет проводиться приблизительно 30 минут. Если задание будет выполнено быстрее, то больше ездить не придется. Если времени не хватит, экзамен могут продлить.
Во время проверки практических навыков допускается не более 5 штрафных баллов. Если будут допущены грубые нарушения, то экзамен сразу прекращается, и ученику выставляется оценка «не сдал». Такое может произойти, когда инструктор экстренно нажмет на тормоз, чтобы предотвратить дорожную аварию, либо ученик во время движения начнет разговаривать по сотовому телефону. Если водитель не пристегнулся ремнем безопасности, то можно считать, что экзамен для него закончился.
Процедура сдачи практического экзамена будет фиксироваться на видеокамеры и звукозаписывающую аппаратуру. Это был и раньше. Записи подлежит обстановка позади и впереди учебного автомобиля. Также камеры будут направлены на самого водителя-ученика, чтобы экзаменатор не смог оказать ему помощь. Видеосъемке подлежат спидометр, указатель поворота, сигнал ручного тормоза, а также разговоры в автомобиле.
Но и в этой области есть изменения: в автомобиле допускается присутствие наблюдателей: другие ученики, представители иных автомобильных школ, общественных организаций. Это поможет сделать экзамен более прозрачным и открытым, быстрее разрешать спорные моменты. Но ученик должен дать согласие на их присутствие, так как данные представители могут его отвлекать во время сдачи экзамена.
В результате водитель и инспектор будут иметь возможность сговора, так как ученик может не пустить наблюдателя в автомобиль. Но может получиться и иная ситуация. Представитель будет находиться рядом с хорошим учеником-водителем, который ранее не мог сдать экзамен только из-за предвзятого отношения инспектора ГИБДД. В результате посторонний человек поможет решить проблему.
Эксперты в области сдачи экзаменов считают, что проверка практических навыков будет более понятной и удобной для учеников. Но коррупционеры всегда будут находить способы обхода закона. Те должностные лица, которые ранее продавали водительские права, будут делать это и после введения изменений. Так говорят многие автоюристы.
Как и раньше, инспекторы будут пытаться помогать ученикам дополнительными педалями во время сдачи экзамена: нажимать на газ, тормозить, трогаться с места. От наблюдателя будет польза только в том случае, если они будут каждый раз меняться, и участвовать в работе разных отделений ГИБДД.
Автоюристы утверждают: если регион небольшой, и люди знакомы между собой, то наблюдатели будут только усугублять схему коррупции. Но официальные лица из Госавтоинспекции России считают, что изменения в законодательстве помогут честным людям показывать свои практические навыки, а задания станут более объективными и понятными, по сравнению с прежней площадкой.
Источник:mirmotor.ru